Транспорт Тюменской области: вчера, сегодня, завтра
27 декабря 2019
Тюменская область, а прежде Тобольская губерния с давних времен имела выгодное географическое положение. Регион был связан транспортными артериями с другими городами и государствами и находился на пересечении важных торговых путей. Так, некогда через Тюмень проходил Великий шелковый путь – караванная дорога, соединявшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. Помимо китайского шелка, по нему поставлялись ювелирные изделия, специи, предметы народного промысла. Этот один из крупнейших торговых путей стал каналом, по которому шел постоянный обмен культурными достижениями: товарами, знаниями, идеями.
Важной частью Великого шелкового пути был Великий чайный путь, пролегавший в XVI-XIX веках через территории Китая, Монголии и России. Он также сыграл важную роль в сближении народов, развитии экономики и культуры, изменил жизнь во многих провинциях и губернских городах и дал начало новым профессиям.
Чайная торговля оказалась настолько выгодным предприятием, что многие русские и китайские купцы сделали на ней огромные состояния и нередко финансировали проекты развития городов и благотворительные программы. Например, в XIX веке в Тюмени чайными магнатами были купцы Колокольниковы, известные тем, что жертвовали деньги на строительство учебных заведений, поддерживали бедняков и переселенцев и участвовали в благоустройстве Тобольска. По мнению тюменских титестеров, Колокольниковы продавали в Тюмени красные сорта чая, которые сам Иван Петрович привозил из Китая. В те времена какие-то другие виды чая возить на экспорт не имело смысла, потому что только сильно ферментированные сорта (черный и красный) способны храниться долгое время без потери качества.
Свое начало Чайный путь брал в китайском городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов. На многих участках дороги представляли собой сложные и дорогостоящие инженерные сооружения. Они проходили через более чем 150 городов, в том числе Тюмень и Тобольск.
Несомненно, важными точками притяжения на пути были ярмарки. Наиболее известные из них Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Макарьевская (Нижегородская), Московская и Ирбитская.
Последняя, на которой торговали тюменские купцы (включая упомянутых Колокольниковых), на протяжении XIX века являлась важным звеном торговой сети Российском империи и занимала второе место по торговым оборотам после Нижегородской, а по темпам роста опережала ее в несколько раз. В условиях огромных расстояний и отсутствия железных дорог Ирбитская ярмарка для Сибири была основным пунктом сбыта продукции сельского хозяйства и промыслов и закупки товаров для местных рынков. Удобным центром она была еще и потому, что здесь пролегал водный путь, соединявший Ирбит с верховьями Оби и другими реками. Отметим, что освоение рек Обь-Иртышского бассейна началось еще после похода в Сибирь в 1581 году дружины Ермака, но тогда организация судоходства проходила в сложных условиях, в основном из-за налетов ногайских татар.
С развитием частного пароходства купцы стали отправлять товары водным путем. Доставка водой была в три, а то и в пять раз дешевле. До замерзания рек стремились доставить товар в Тюмень по рекам Обь, Тобол, Тура, а из Тюмени – санным путем до Ирбита, который находился в 500 верстах.
Регулярное сообщение в Обь-Иртышском бассейне началось в 1843 году, когда в первый коммерческий рейс из Тюмени в Тобольск отправился пароход «Основа». Пароход вел за собой баржу грузоподъемностью 240 тонн. А уже в 1846 году было основано первое пароходство «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козел и Ко», ставшее родоначальником организованного судоходства в Западной Сибири. К концу XIX века, когда водный путь стал основным способом доставки товаров, в Тюмени было основано «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли» (1898). Контора правления располагалась на улице Новозагородной, где находились богатейшие купеческие дома, а позже появилась первая в Тюмени электростанция.
В 1911 году в Тюмени были построены первые теплоходы, а в середине XX века пароходы уже перевозили огромные грузы: от продуктов и строительных материалов до нефтепродуктов. Сейчас в регионе действуют два речных порта: Тюменский и Тобольский.
Железнодорожное сообщение появилось в Тюменской области в декабре 1885 года: открылась железная дорога Екатеринбург – Тюмень. Следующим важным этапом стало строительство легендарной Транссибирской магистрали, которая должна была соединить Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России.
Изначально проект рельсового пути, подписанный Николаем II, обходил Тюмень стороной, но местные купцы отстояли право за городом. В первую очередь это заслуга главы города Андрея Текутьева. Будучи дальновидным человеком и успешным предпринимателем, Текутьев шесть лет убеждал столичных сановников, что строительство дороги Тюмень – Омск принесет России экономическую выгоду. В губернии на тот момент бурными темпами развивалась промышленность, крепло купечество, росла необходимость перевозки грузов и пассажиров. В итоге в 1906 году из северной столицы пришла радостная весть: Николай II подписал указ о проектировании железной дороги Тюмень – Омск. Если бы этого не случилось, город был бы на много десятилетий отброшен в экономическом развитии.
В XX веке пришла очередь развития авиасообщения. Сначала в Тюмени появился аэродром в Плеханово, а в 1968 году – в Рощино. Этот терминал был построен для обеспечения пассажирского грузопотока, возросшего в связи с развитием нефтегазового комплекса. Ровно через 30 лет здание аэровокзала реконструировали и организовали в нем международный терминал. В 2016 году, в рамках реконструкции воздушной гавани, старое здание полностью демонтировали, а на его месте возвели новый, современный терминал общей площадью более 27 000 квадратных метров.
В настоящее время в Тобольске строится аэропорт. Уже готова взлетно-посадочная полоса и перрон, скоро начнется возведение аэровокзала. Планируется, что к 2021 году здесь начнутся регулярные перелеты практически из любой точки России.
Отдельное внимание нужно уделить автодорогам Тюменской области, которые уже несколько лет лидируют по качеству среди других городов России и занимают первые места во всевозможных рейтингах.
И не зря. Несмотря на значительную протяженность автодорог с твердым покрытием – 13 437 км – в Тюменской области неустанно следят за их обновлением и строят развязки. Так, в 2019 году в Тюмени отремонтировали более 700 км дорог и завершили строительство Тюменской кольцевой автодороги, которое началось в 2003 году. Стройкой века ее прозвали не напрасно: ТКАД общей протяженностью 55 км включает в себя 26 транспортных развязок и мостов. Дорога помогает разгрузить Тюмень от транзитного транспорта, а водителям таких машин – проезжать в другие города, минуя региональный центр. В следующем году в областной столице откроют еще несколько новых развязок, в том числе на одной из главных улиц – Мельникайте.
Отметим, что тюменский регион пронизывают не только крупные дороги федерального значения, но и международная автомагистраль Е22. До старинного города нашей области – Ишима – она протянулась от территории Великобритании. Маршрут проходит по таким странам, как Нидерланды, Германия, Швеция и Латвия.
Говорят, что все дороги ведут в Рим. Возможно. Но все хорошие дороги – в Тюмень!